Шаблон для слабовидящих

 

декабрь 2017  

   

        "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств предметов:

1) цвет - красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый;

2) форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

3) величина – большой, маленький, средний, одинаковый по величине;

4) звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

5) элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же и т. д.

Игры для развития сенсорных способностей

Развиваем тактильное восприятие

"Волшебный мешочек"

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите ребенку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

"Золушка"

В небольшую мисочку насыпьте различные крупы (горох, фасоль, игрушки из киндер-сюрприза, ребенок должен рассортировать их.

"Вспомни ощущения"

Проведите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай по контуру "

Завяжите ребенку глаза и дайте в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спросите, что это за предмет.

Развиваем слуховое восприятие

"Внимательные ушки"

Выберите несколько детских музыкальных инструментов (ксилофон, погремушка, ложки). Закрытыми глазами ребенок угадывает, на каком инструменте вы сыграли.

"Музыка природы "

Включите ребенку различные мелодии (журчание ручья, пение птиц, жужжание пчелы и пр., ребенок должен сказать, что он слышит.

"Что как звучит"

Возьмите несколько пластиковых бутылок, наполните их манкой, камешками, гречкой и т. п., дайте ребенку потрясти бутылки, послушать какие звуки получаются при этом.

Развиваем зрительное восприятие

Игры с пирамидками, сортерами, мисочками

Игры учат соотносить величины, изучать цвета.

"Сложи картинку"

Разрежьте картинку (машина, кукла, яблоко и т. п.) на четыре части, ребенок должен самостоятельно собрать ее.

"Игры со счетными палочками"

Предложите ребенку сложить картинку из счетных палочек (дорожку, забор, домик и т. п.)

"Домик для друзей "

Нарисуйте домик с разными окнами (круг, квадрат, овал, треугольник, вырежьте отдельные фигуры-окошки, попросите ребенка подобрать к каждому окну свою фигуру-окошко.

Развиваем представление о запахах

"Угадай что так пахнет"

Завяжите ребенку глаза, не видя, он должен угадать что понюхал (апельсин, веточка елки, роза, яблоко т. п.)

Развиваем представление о вкусах

Возьмите несколько баночек с разным содержимым (соль, сахар, лимон) и смешайте с водой, пусть ребенок попробует каждый напиток и угадает, где какой вкус (соленый, сладкий, кислый).

"Фрукт или овощ? "

Разложите по тарелкам кусочки различных фруктов и овощей, пусть ребенок по вкусу определит что это, фрукт или овощ.

 

 

ноябрь 2017

 

Веселые развивающие игры с ребенком

"На ходу"

Если вы идёте куда-то вместе с ребёнком и не знаете, чем заняться, то вам могут пригодиться эти замечательные игры «на ходу». Даже если предстоит пройти большое расстояние, вы совсем не заметите, как быстро пролетит время. Игры научат ребенка быть внимательным и разовьют много нужных в жизни качеств. В некоторые из этих развивающих игр можно поиграть и в очереди, к примеру, в поликлинике. А главное — это весело! 

1. ИГРА ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА 

Первый участник загадывает слово, второй участник должен на последнюю букву придумать своё слово. В игре используются имена существительные в единственном числе, а также имена, названия, клички животных. Следующий или первый игрок продолжает игру придумывая слово на последнюю букву от слова предыдущего игрока. 

С детьми старше 6 лет можно игру усложнить, ограничивая тематику слов, например нужно называть только съедобные предметы и блюда, или только живое.

2. УГАДАЙ ЦИФРУ 

Загадываете число от 1 до 10. Угадываем с трёх попыток. К примеру, загадали число 7. 

ребёнок - 5 

мама - больше 

ребёнок - 8 

мама - меньше 

ребёнок - 7 

мама - Угадал! Твоя очередь загадывать. 

3. О ЧЁМ РЕЧЬ? 

Нужно отгадать с трёх подсказок слово. К примеру, загадываете слово «трава». Первая подсказка «зелёная». Второй участник должен сказать одно слово. Если не отгадал, вторая подсказка «растёт». ... Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок. 

Похожая игра "ЧТО Я ВИЖУ?"

Один игрок загадывает какой-то предмет, который увидел в пути. Второй отгадывает, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. Например, мама загадала дерево. Ребенок спрашивает: это живое? Мама: да. Оно есть впереди нас? Да. У него есть лапы? Нет. И так пока не отгадает. Потом меняются ролями.

4. ИГРА В ШАГИ 

Кто быстрее дойдёт «лилипутами» - это маленькие шажки, когда вы идёте приставляя к носку пятку. Выбираете цель, к примеру, красную машину или столб. И кто дойдёт быстрее лилипутами до цели. Или у кого лилипутов больше до заданной цели. 

Другой вариант, идём большими шагами до цели. Кто быстрее дойдёт или у кого шагов больше-меньше до цели. 

Можете «предсказывать» сколько шагов до цели. К примеры, вы сказали 10, ребёнок 15. Проходите нужное расстояние и победитель тот, кто угадал количество шагов. 

5. НАЙДИ СВОЮ ЦИФРУ 

Загадываете любое число (от 0 до 9) вы и ребёнок, у каждого своё число. И в течение всей дороги ищите своё число везде: в номерах машин, на домах, на рекламах и т.д. Побеждает тот, у кого количество найденных цифр больше. 

6. ИГРА ВСПОМНИ ИЗ КАКОГО МУЛЬТФИЛЬМА 

По очереди вспоминаете отрывок из мультфильма (несколько слов, предложение или отрывок из песни) и другой должен отгадать, из какого это мультфильма. Игра весёлая и увлекает надолго. 

7. ЦВЕТ МАШИНЫ 

Каждый выбирает себе любой цвет и считает, сколько машин с таким цветом он увидел. В конце игры побеждает тот, у кого количество машин своего цвета больше. 

8. ИГРА В ПОДАРОК 

В этой игре развивается фантазия. Представляете, что у вас в руке подарок. Выставляете вперёд руки, как будто держите его (можно даже немного согнуться под его тяжестью). И говорите ребёнку «дарю тебе подарок, разверни и посмотри, что там». Передаёте подарок. Ребёнок уже улыбаясь принимает его и делает вид, что распаковывает и смотрит на вас, ожидая, что же вы скажете (что положили в «коробочку»?). Тут вы можете фантазировать от смешного (это смешная муха, которая будет тебя щекотать или это пирожное, но его нельзя съесть - оно деревянное, до обычного (это тебе велосипед и т.д.). Ребёнок в ответ тоже захочет вам что-то подарить и игра продолжится в обмене «подарками». 

9. ИГРА Я ПОТЕРЯЛАСЬ 

Если вы идёте домой или туда, где ваш ребёнок уже бывал, можете поиграть в игру «я потерялась». Скажите ему, что забыли дорогу до дома (или до другого места). Ребёнок вначале не поверит, а вы настаивайте, что потерялись и забыли. Ребёнок сразу почувствует, что может помочь маме и с радостью поведёт известной ему дорогой, как большой. 

10. ЗАКРОЙ ГЛАЗА 

Ребёнок закрывает глаза, а вы его ведёте за руку, предупреждая об опасностях на дороге: «осторожно, яма», «осторожно, тротуар» и т.д. Можно иногда подшучивать, предупреждать об опасности, хотя её не будет. Такая игра развеселит любого! 

11. ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ 

Каждый участник произносит одно предложение. Старайтесь составлять сказку, причём один может всё в смешное русло переводить, а другой в серьёзное. От этого сказка получится ещё лучше и интереснее! 

12. ИГРА В СЛОГИ

Играть можно и втроем, и даже вчетвером. Каждый игрок по очереди говорит одно слово из присказки: Шла корова загадала слово какое слово загадала корова? Чья очередь говорить, тот придумывает и называет любое слово, к примеру ВЕЛОСИПЕД. Следующий игрок называет первый слог (ве), чья очередь, называет второй слог (ло) и так по цепочке. Кто ошибется, тот говорит ШЛА и все начинается сначала.

 

 

октябрь 2017

 

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

 

                   Русский фольклор

 

Песенки, потешки, заклички.«Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».

Сказки.«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.  Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

                  Фольклор народов мира

Песенки.«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузь­мина.

Сказки.«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

                   Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние лис­тья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из ро­мана «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аука­ет»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза.В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Ма­ше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зо­щенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки.М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшеб­ная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У сло­ненка день рождения».

Басни.Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

                    Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца­ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В.          Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитате­ля); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

 

сентябрь 2017

 Возрастные особенности детей 4-5 лет

Картинки по запросу djphfcnyst jcj,tyyjcnb ltnb       

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способныупорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

 В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.