Шаблон для слабовидящих

 

 

 

 

 

 

 

Всегда вам рады

Педагоги:

 Ирина Васильевна Ружникова     

             

Помощник воспитателя: 

 

Апрель, 2018

Консультация для родителей "Учимся говорить правильно".

Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Рекомендации для родителей

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала

Первый совет.Начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет.Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет.Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала».

А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть.

Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

 

 

Март, 2018


                  Консультация для родителей «Бумагопластика»

Бумагопластика — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности и общей двигательной активности и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенностями. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Использование мятой бумаги не требуют применения ножниц, поэтому работать в этой технике может работать любой ребенок. Для изготовления поделки достаточно оторвать тонкие кусочки цветной бумаги и сформировать из них шарики, трубочки, комочки. Таким образом, можно превратить работу даже с рваной бумагой в интересное занятие.

Обыкновенная мятая бумага может превратиться в руках вашего ребенка в предмет, достойный восхищения.

Даже маленький ребенок легко сделает шарики и полоски из мятой бумаги. А если взрослые приготовят для него силуэт и помогут приклеить бумажные детали в соответствии с замыслом, то полученное изделие украсит даже самый строгий папин офис. Такую поделку можно подарить кому-нибудь , повесить на стенку в рамочке.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывая положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них просыпаются творческие способности.

Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать терпением и соблюдать принцип пошагового обучения. Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребенка.

Ребенок хоть еще и мал, тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за прекрасное.

Имейте в виду, что каждая работа должна иметь законченный вид, даже если это маленькая божья коровка. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенными

 

 

Февраль,2018

Как воспитать защитника

С самого рождения ребенок проводит больше времени со своей мамой, чем с папой.         Если у тебя дочь, то с воспитанием вроде все понятно, ты, как женщина, передашь ей все свои знания и расскажешь все о своем, женском мире. Но что же делать, если у тебя растет сын? Как не вырастить из него маменькиного сынка, а сделать так, чтоб он понял как это, быть настоящим мужчиной и быть защитником?

Так, как воспитать защитника?               

Психологи убеждены, для того чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить, а большинство родителей делает наоборот. Так, по данным Института возрастной физиологии детей и подростков РАО, мальчиков в 4 раза наказывают чаще, чем девочек, и в 2 раза меньше хвалят. А потом ещё женщины удивляются, куда делись настоящие мужчины, настоящие защитники Отечества…       

В мальчиках с самого раннего возраста необходимо культивировать четыре основных качества.

Во-первых, это уверенность в себе. Заступиться за слабого можно лишь в том случае, если ты уверен в собственных силах. Физическую силу обеспечат регулярные тренировки. Для психологической   уверенности необходим надёжный тыл. Пусть ребёнок знает, что рядом есть родители, которые всегда смогут ему помочь. Часто звучит фраза: «Ты же мужчина, а настоящие мужчины никогда не плачут». И это основная ошибка родителей. Малыш, который не способен излить родителям свою боль и обиду, сам не в состоянии сопереживать. Пусть ребёнок научиться понимать чувства пострадавшей стороны: не отнимать игрушки, ставить себя на место другого. При правильном подходе дети только к 5-6 годам способны осознанно проявлять сочувствие.                

Настоящий мужчина должен уметь сочувствовать

Этому чувству нужно обязательно обучать мальчиков.  Подобные установки закладываются с детства.                            И если строгие родители с раннего возраста ущемляют малыша в проявлении чувств («не плачь», «не кричи», «не жалуйся»), то такого же проявления он будет ждать и от других. Будучи взрослым, такой человек все эмоции держит в себе, его раздражает открытое проявление эмоций от других, в том числе и от женщин, и он страдает от непонимания.               

Советы мамам: не скупитесь на ласку по отношению к маленькому сыну, не бойтесь вырастить неженку.   Наоборот: вы моделируете нормальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в основе которых лежит любовь.       

Не пренебрегайте мужественностью сына в любом его возрасте, не бойтесь быть слабой и беззащитной. Даже годовалый малыш способен поднести маме книгу или пододвинуть стул. Не опекайте ребёнка чересчур и не браните за всё подряд.

Советы папам: не стыдите маленького сына за слёзы и не применяйте физические наказания, так как насилие чревато озлобленностью. Чаще хвалите малыша, научите его личной гигиене, чтобы нравиться девочкам. Хорошо бы ещё до школы научить ребёнка плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколёсном велосипеде, играть в волейбол или другую игру с мячом. Такие навыки всегда пригодятся в жизни.

Настоящий мужчина должен уметь анализировать ситуацию.

Читая вместе книжки или просматривая мультфильм, акцентируйте внимание малыша на положительных поступках персонажей. Пусть малыш представит себя на их месте. В более взрослом возрасте обсуждайте с ребёнком его взаимоотношения со сверстниками.

Такие качества, как мужество и независимость, нужны для того, чтобы заступиться за слабого или выступить против большинства. Поощряйте любое проявление самостоятельности, не объясняйте ребёнку поведение всех остальных как единственно правильное.

Настоящий мужчина должен быть независимым.

Независимость и собственное мнение – это признак мыслящего человека. Если ребенок будет полагаться в своих решениях на собственные суждения, а не поддаваться влиянию толпы, то это тоже будет означать силу характера мальчика. Поощряй любые проявление индивидуальности и самостоятельности ребенка.        

И в заключение можно сказать, что самое эффективное обучение – это наглядный пример. Если мальчик ежедневно видит, как ведет себя настоящий мужчина, в лице отца или деда, то это лучше любых объяснений и доводов.

И еще один важный момент.

Молодые родители часто задаются вопросом: «С какого возраста начинать воспитывать ребенка?».

В качестве ответа можно привести притчу.

 

«Мать годовалого сына пришла к мудрецу и спросила его о том, когда ей нужно начать воспитывать малыша, на что в ответ услышала, что опоздала на 1 год и девять месяцев». Воспитывать детей нужно еще в утробе (приучая к правильному питанию, избегая стрессов и отказавшись от вредных привычек), а с рождения – уделять им максимум внимания и не забывать о правилах воспитания детей из нашей многовековой истории. Воспитанию мальчиков всегда и везде уделялось особое внимание. Мальчик – будущий мужчина – защитник и кормилец, охотник и воин. Именно эти обязанности и соответствующие качества всегда были ценны, востребованы и сознательно культивировались мудрыми предками при воспитании мальчиков.

Январь. 2018

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников"\

Каждый ребенок -  художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается значимость изодеятельности, в частности рисования, в общем развитии дошкольников.

Через рисование, через знакомства с миром искусства, можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность. Творческие способности, помогают малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней.

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь, родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую плотную бумагу разного формата, гуашь и акварель двенадцати цветную, кисти - тонкую №2, среднюю №3-4 и толстую №7, жесткая щетинистая кисть №3, № 5; простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста:

• Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

• Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;

• Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

• Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т. п. ;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;• Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;

• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

• Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

• Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

• Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

• Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

•Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Правильный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче.

 

 

Декабрь, 2017

Консультация для родителей Мы мороза не боимся!

     Зима – любимое время года многих детей, тягаться с ней может лишь лето. Ведь так здорово вечером после прогулки, сидя за семейным столом с чашкой чая, вспоминать смешные и забавные случаи, которые с вами произошли в этот чудесный день. Чудесный, солнечный, морозный день – чем не повод выйти всей семьей на прогулку? Ведь столько развлечений ждет вас, стоит только не лениться. Чем же лучше заняться с детьми, чтобы они не скучали? Выбор за вами. Можно подключить еще одну семью, например, соседей. Главное – удобно и тепло одеться, чтобы никто на улице не замерз. Например, родителям подойдут пуховики и удобные, мягкие угги.      Детям комфортно будет также в пуховиках, комбинезонах, валенках. Чем можно заняться на улице? Что-нибудь построить. Например, слепить снеговика (если снег мокрый), сделать настоящую снежную крепость или любую другую скульптуру из снега. А затем можно выбрать, у кого лучше получилось. Причем не так важно, кто в итоге победил, главное, что вы все вместе занимаетесь одним, интересным делом. А это, согласитесь, бесценно. Если же построить две крепости напротив, можно, разделившись на две команды, играть в снежки. Итог игры зависит от вашей фантазии. Например, если поставить между двух крепостей на одинаковом расстоянии флаг, то можно обеим командам попытаться его сбить. Побеждает тот, кто сделает это первый.            Игры на воздухе зимой имеют несколько преимуществ: - день, проведенный в кругу семьи, поможет укрепить семейные узы и надолго запомнится и вам, и вашим детям, а если сделать фото- и видеоотчет этого дня, то точно не забудется даже с годами; - несомненная польза для иммунитета, никакие витаминные добавки и йогурты не смогут дать вам и десятой доли пользы от этого дня; - для желающих похудеть – это идеальная зарядка, по количеству потраченных калорий с легкостью заменит поход в спортзал.

       Игры подвижные «Два мороза», «Кто быстрее добежит до дерева», «Санки», «Догони меня»

Ноябрь. 2017     

 

Консультация для родителей "Занимательная математика"

    Родителям дошкольников вовсе не обязательно проводить занятия, сидя за столом, когда вокруг столько увлекательных дел и явлений. Так почему бы не использовать их в арифметических целях? К примеру, можно подключить детей к приготовлению их любимых блюд, будь то пицца или яблочный пирог. Попросите ребенка отсчитать два стакана муки и позвольте самостоятельно высыпать их в заранее подготовленную посуду. Дайте дошкольнику задание принести из холодильника пять яиц, аккуратно переложив их в мисочку. Пусть ребенок самостоятельно добавит в тесто три ложки сахара и т.д. Такая занимательная математика не только доставит ребенку огромное удовольствие, но и надолго отложится в его памяти.

    Считать можно что угодно и где угодно. Для этого вовсе необязательно выкраивать время и настраивать ребенка на занятия.

      Вероятнее всего, он и сам не поймет, что вовлечен в процесс обучения. К примеру, собираясь утром в детский сад, предложите дошкольнику сосчитать количество пуговиц на его рубашке. А придя в больницу – определить количество сидящих в очереди пациентов. А сколько объектов для счета можно найти, прогуливаясь по улице! Машины у дома, люди на остановке, пролетающие в небе птицы, этажи зданий – и этот список является практически неиссякаемым.

Математические игры

     Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:

«Сосчитай хлопки»

     Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.

«Назови число»

      Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.

Рисование по точкам

        Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.

Игры-ходилки

       Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.

«Магазин»

      Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.

Если ребенок отказывается считать

Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике. Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество. Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?

Запастись терпением

      Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению. Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать. Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.

   Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками. Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче. Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком. Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д. Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.

Проводить «сладкие занятия»

    Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.

      Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.

 

 

октябрь, 2017

Консультация для родителей "Сенсорное развитие старших дошкольников"

Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

 

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

 

 Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

-  влияет на эстетическое чувство;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 

 

 

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

 

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

 

В среднем дошкольном возрасте:

 - формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

- формирование сенсорных эталонов;  

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте:  при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух –  т.е различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты). Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

 

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов.          Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),

 формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),

величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),

вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),

обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),

времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),

эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.),

 Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

 

 

      Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

– формирование сенсорных эталонов

– обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигуры – трапецию, ромб и пятиугольник, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей сторон). Главное чтобы ребенок мог различать их на глаз. Закреплению знаний способствуют игры, где ребенок самостоятельно изображает, а затем вырезает различные геометрические фигурки.

 

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5–6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его с светлыми оттенками синего.

        В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

           Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Игры на развитие тактильных ощущений

    "Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы"     (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь"

 Ребенку предлагают на ощупь определить какой материал он трогает Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью, шелком.

"Узнай фигуру"

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Что внутри?"

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

 «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Восприятие пространства: «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки ( в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

 «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

      Варианты:

      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

      — составить конструкцию по памяти, по описанию;

      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

      «Определи правильно»

      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

Восприятие величины: Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Восприятие цвета:  «Подбери пару по цвету»     

Необходимо найти  пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

 

  «Сравни предметы по высоте»

«Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

      Варианты:

      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

      «Расставь по порядку»

      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

      «В какую коробку?»

  Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

      «Дальше — ближе»

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

      «Собери гусеницу»

     Цель: собрать гусеницу из разных цветов ( холодных, теплых), начиная с темного до светлого, и наоборот.

      «Сплети коврик из цветных полосок»

      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

      «Сложи радугу»

      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

      «Неразлучные цвета»

      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

 

 «Какие цвета использованы?»

      Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

 

Используем   различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

      Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

      Можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

      «Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия.

 

 

сентябрь, 20117

 Консультация для родителей «Осень без простуд».                 

        Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и дождями. Следовательно, не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.

Что сделать, чтобы ребенок не простудился в осенний период?

Необходимосоставить план профилактических мероприятий для вашего ребенка!

1. Побеседуйте со всеми членами семьи о необходимости проведения профилактических мероприятий дома. Лучший пример для ребенка – пример родителей! Да и коллективная деятельность сближает всех членов семьи и располагает к систематическим упражнениям в привычке «Быть здоровыми».

2. От чего чаще всего появляется простуда у ребенка? Правильно – от воды: или ребенок ноги простудил, или долго находился в дождливую сырую погоду на улице. Что делать? От чего заболи, тем и лечиться надо.

·  Прогулки в любую погоду. Пусть не продолжительные по времени, но обязательные и систематические. Учтите, пожалуйста, что прогулки вместе с ребенком по магазинам способствуют обратному эффекту, то есть приобретению воздушных инфекций.

·  Водные процедуры. К водным процедурам относятся умывание, полоскание горла, обливание конечностей и всего тела, купание в ванне, плавание в бассейне, посещение бани и сауны. Все водные процедуры   являются универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов. 

3.Осенняя витаминизация детей. Начинайте прямо сейчас ежедневно по утрам и вечерам пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой.

·  Приучите ребенка к чесноку. Чеснок не обязательно есть в чистом виде. Свежий чеснок можно просто мелко нарезать и посыпать его в тарелку с супом.

·  Детям нравится носить на шее «здоровые амулеты». Вот и положите в пластмассовый кокон от киндер сюрприза дольку свежего чеснока и меняйте каждое утро, а дома у кровати или на столе ребенка поставить раздавленный чеснок в блюдце.

·  Купите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай.

·  Вы обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость, и работоспособность в детском саду. Потому что сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд бодрости и энергии.

4. Перед едой мыть руки и высмаркивать нос.

5.Продумать гардероб ребенка. 

·  Хорошая обувь в соответствии с погодой - это залог здоровья вашего ребенка. Ноги должны быть сухие и теплые.

·  И не перегревайте ребёнка!

                                                                                   Будьте здоровы!