Печать
Просмотров: 5835

Как бороться с депрессией?

Самостоятельные способы борьбы с депрессией сами по себе способны победить мягкие формы депрессивных состояний. В более серьезных случаях – «самодеятельность» недопустима, необходим контроль специалиста, а естественные средства могут стать хорошим подспорьем для предписанных мероприятий.

 

Измените стиль жизни

Несмотря на то, что терапия и лекарства – ключевые методы контролядепрессии, многое можно сделать самостоятельно, не дожидаясь, пока придет необходимость глотать таблетки. Изменение поведения – физическойактивности, рациона и стиля жизни – может быть эффективным естественным путем преодоления депрессии.

Борьба с депрессией – это война, которая ведется день за днем, а не только в течение тех недель или месяцев, когда ожидается действие препаратов. Лекарства – лекарствами, но есть способы поддерживать себя самостоятельно.

 

Создайте привычку

Если у вас депрессия, или вы ее пережили, нужно не допустить наступления или повторения подобного состояния. Депрессия выбивает человека из привычного ритма жизни, лишает ориентации до такой степени, что один день начинает незаметно перетекать в другой. А такое отсутствие порядка, в свою очередь, может только усугубить депрессию.

Очень тяжело просыпаться утром и не иметь не малейшей идеи о том, что вы собираетесь делать весь день. Так и варится человек «в собственном соку» во власти уныния, безысходности и тяжких мыслей.

Чувство контроля происходящего может дать выработанная привычка. Психологи подтверждают, что это помогает, и что отсутствие чувства контроля заставляет людей чувствовать себя хуже.

 

Изменения в образе жизни

1. Упражнения. Всем известно, что физическая активность улучшает настроение. Вам совсем не нужно бегать марафон или изнурять себя тяжелыми физическими нагрузками – толку не будет, настроение это не поднимет, а может, даже ухудшит. Не имеет значения и тип упражнений, которые вы выберите. Это могут быть конкретные аэробные упражнения, полезные для сердца (если, например, их рекомендует кардиолог). Но и простой получасовой прогулки для душевного здоровья может быть достаточно.

2. Питание. Какого-либо специального рациона или режима питания «отдепрессии» не существует, но базовое здоровое питание в целом дает огромные преимущества.

Питательные вещества – необходимая составляющая в борьбе с депрессией. Ведь это – физиологический процесс, подобный излечению от физической травмы. Без правильного набора питательных веществ, лекарства от депрессиине будут работать достаточно эффективно.

Внимание! Проконсультируйтесь с лечащим врачом, не могут ли лекарства, которые вы принимаете, вызвать набор веса. Если так, на питание нужно будет обратить особое внимание. Если депрессия связана с нарушениями питания (анорексия, компульсивное переедание) регулярные консультации со специалистом необходимы.

3. Сон. Хотя проблемы со сном являются симптомом депрессии, они также могут ухудшить ее проявления. Некоторые люди, страдающие депрессией, спят слишком много. Но намного больше депрессивных людей страдают от бессоницы. В любом случае, необходимо что-то делать.

Просто лечь в постель и пытаться заставить себя заснуть, считая слонов, – не поможет. Лучше приучитесь ложиться и вставать в одно и то же время каждый день. Организуйте и сделайте привычкой здоровый сон.

4. Стремитесь к цели. Ничто так не поддерживает дух, как достижение поставленной цели. Сложность заключается в определении реалистичных целей. Не нужно ставить перед собой глобальных задач или писать список подвигов на 20 страниц. Начните с небольших, но реально выполнимых дел, завершение которых даст ощущение небольшой, но победы, а значит – чувствоудовлетворения.

 

5. Ответственность. Когда у человека тяжело на душе, естественное егопобуждение – это отступить назад, отказаться от всех своих обязанностей дома и на работе. С этим чувством надо бороться. Чувство ответственности не даст пасть духом. Только не нужно форсировать события: если вы не готовы вернуться к работе или к учебе, это нормально. Подумайте о частичной занятости. Если это кажется слишком сложным, рассмотрите возможность несложной работы. Но опускать руки нельзя – видя результат выполненной работы, вы испытаете чувство удовлетворения.

6. Расслабление. Не надо думать, что удовольствие или расслабление – это вещи, которые случаются сами по себе. Единственный способ сделать так, чтобы они случились – запланировать их.

 

Изменение сознания

Когда человек в депрессии, он привыкаете видеть мир и себя «в черном цвете». Такой образ мыслей может стать привычным и продолжаться многие месяцы после того, как будет устранена биологическая причина депрессии.

Автоматические негативные мысли – это частные источники беспокойства. Эти мысли возникают случайно, когда вы сталкиваетесь с ситуацией, задевающей ваши чувства. Они могут быть связаны друг с другом и все вместе отравлять вам жизнь.

Пример: ваш начальник попросил вас переписать начало проекта, над которым вы работаете. Вместо того чтобы просто переписать, вы начинаете «додумывать» причины такого распоряжения, «углубляя» проблему: а вдруг я недостаточно профессионален? А вдруг меня уволят? Далее по цепочке: «я останусь без гроша, я потеряю жилье, семья будет меня ненавидеть, я полный неудачник, зачем такому жить на свете»… Все. Приехали: в течение нескольких секунд вы погружаетесь в полное отчаяние.

Как бороться с автоматическими негативными мыслями?

7. Подумайте. Сначала будет очень трудно поймать начало этой негативной цепочки. Ведь эти мысли возникают непроизвольно. Проще будет вспомнить «плохой день» и попытаться в рестроспективе понять, что произошло. Как вы перешли от хорошего настроения утром к отвратительному днем? Какие события – и какие мысли – ведут вас к депрессивному состоянию сознания?

Путем воссоздания того, что произошло, вы поймете, к каким автоматическим мыслям вы склонны и как они возникают. Тогда со временем, вы научитесь опознавать автоматические мысли в нужный момент и брать себя в руки – останавливать их до того, как они выйдут из-под контроля.

8. Сделайте паузу. Когда вы обнаруживаете, что «включилось» автоматическое мышление, попробуйте сделать паузу, переключиться, развеяться. Помогут дыхательные упражнения, или просто прогулка на свежем воздухе. Оторвитесь на время от того занятия, за которым вас эти мысли застали.

9. Используйте логику. В следующий раз, когда какая-то проблема заставит вас ужасно себя чувствовать, попробуйте использовать в качестве естественного средства против депрессии логику. Депрессия может заставить вас думать о себе отвратительные вещи, часто гротескно преувеличенные. Попробуйте представить себе это: это правда, что вы никому не нравитесь? Есть реальные доказательства? Правда, вы можете чувствовать себя как самое тупое и ненавидимое существо на планете, но какова реальная вероятность этого?

 

Другие естественные способы борьбы с депрессией

В дополнение к созданию привычек и изменению сознания, существуют другие естественные способы бороться с черной тоской.

10. Обратитесь к друзьям и членам семьи. Когда тяжело на душе, помогут люди, которым вы доверяете. Поговорите с ними о том, что с вами происходит. Иногда, понимая, что друг не может быть только вашей «жилеткой» (это ведь эмоционально очень тяжело), вам нужно будет оставить в стороне свои чувства на некоторое время. И это хорошо – заботясь об эмоциональном здоровье близкого человека, вы сделаете перерыв в собственных переживаниях. Вы можете просто наслаждаться временем, проведенным вместе с этим человеком.

11. Найдите поддержку. В дополнение к тому, чтобы полагаться на друзей и семью, можно попробовать участие в группе психологической поддержки. Возможно, вы встретите людей, которые действительно понимают, через что вы прошли и помогут восстановить душевные силы.

12. Посоветуйтесь с врачом, прежде чем принимать добавки. Хотя огромное количество добавок рекомендуется как средства от депрессии, практика говорит о том, что назначать их самому себе просто опасно. Всегда советуйтесь с врачом, перед тем как начать принимать добавку, особенно если вам уже выписаны какие-то лекарства.

13. Остерегайтесь злоупотреблений. Многие люди, пытающиеся справиться с депрессией, пытаются заглушить ее алкоголем и приемом других веществ. Это бесполезно – через несколько часов вы будете чувствовать себя еще хуже. Если проблемы с злоупотреблением, например, алкоголем, уже есть – не ждите, когда закончится ваша депрессия. Обратитесь за помощью, иначе вместе эти проблемы «справятся» с вами еще быстрее.

14. Сделайте что-то новое. Когда человек в депрессии, он попадает как бы в замкнутый круг, в колею. Каждый обычный день так и будет проходить по схеме: кровать, телевизор, компьютер. Психологи считают, что для естественного избавления от депрессии необходимо заставлять себя делать что-то другое, совершенно новое. Пойдите в музей. Возьмите книгу и пойдите читать ее на скамейке в парке. Запишитесь на курсы иностранного языка. В общем – ломайте эту схему.

15. Не игнорируйте серьезные признаки депрессии. Хотя самостоятельно использование естественных способов борьбы с депрессией может помочь, они имеют свои ограничения. У людей достаточно ресурсов, чтобы помогать себе самостоятельно, но эти ресурсы не бесконечны. И когда человек настолько погружен в депрессию, что не может самостоятельно, своей волей справляться с депрессивным состоянием, когда появляются мысли, что мир был бы лучше без него, – ему необходима срочная профессиональная помощь.

 

И еще: назначьте время для приятных вещей

Специалисты советуют человеку в депрессии обязательно находить время для вещей, которые нравятся. Необходимо делать вещи, которые вас развлекают, – говорят они. 

Ясно, что когда вы в депрессии или восстанавливаетесь после депрессии, развлечения кажутся невозможными. Вещи, которые вам нравились, больше не приносят удовольствия. Одна из коварных проблем депрессии состоит в том, что она учит чувству безнадежности, отрицанию того, что в жизни может быть что-то приятное. Вот с этим-то чувством и придется бороться.

Так что, как бы странно это ни звучало, придется поработать для того, чтобы повеселиться. Запланируйте занятия, которые вам раньше нравились. Даже если «очень неохота», продолжайте встречаться с друзьями. Продолжайте ходить в кино и играть в теннис. Со временем, приятные вещи снова станут такими как были.

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/15-sposobov-borby-s-depressiej/

 

 

 

 

«Всё, что происходит с ребёнком в семье и в социуме в дошкольном возрасте, — чрезвычайно важно» статья Н.Е. Веракса

 

Март, 2019

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Помните весёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель»? Песенка весёлая, а вот сама ситуация – не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; он не задерживается у стола больше, чем на минуту, - это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском саду.

Не следует любого возбуждённого ребёнка относить к категории гиперактивных. Чрезмерная активность детей – вовсе не болезнь. Это естественное состояние нервной системы маленького человечка, переживающего бурный физический и эмоциональный рост. Ребёнок стремительно развивается.

Уникальность «энерждайзеров» - в интересной способности самовыражаться через движение. В связи с этим они нередко становятся прекрасными актерами, танцорами или спортсменами. Оказывается, гиперактивными считались многие гении: Моцарт, Ньютон, Эдисон, Бернард Шоу, Александр Македонский, Пикассо, Дали, Пушкин, Достоевский

Гиперактивный ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, на улице, в гостях, в кабинете врача – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на самом интересном предмете. Ребёнок постоянно крутится и вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит в руках, трясёт ногой и т.д. Он просто не может остановиться.

Каковы же причины гиперактивности?

Это- осложнения во время беременности (токсикоз, перенесенные вирусные инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода, травмы во время родов и т.д.); генетический фактор; особенности внутрисемейных отношений (частые конфликты и прочее).

Что необходимо взрослому в отношении к ребенку:

* Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

* Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.

* Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

* Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).

* Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

* Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

* Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

* Необходимо изменение микроклимата в семье:

* Уделяйте ребенку достаточно внимания.

* Проводите досуг всей семьей.

* Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

* Необходима организация режима дня и места для занятий:

* Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.

* Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.

* Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.

* Оградите ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.

* Избегайте по возможности больших скоплений людей.

* Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Необходима специальная поведенческая программа:

* Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.

* Чаще хвалите ребенка, он чувствителен к поощрениям.

* Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.

* Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

* Не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям.

* Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

* Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, т. к. это самый трудный этап.

* Не давайте сразу несколько заданий.

* Объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.

* Помните, что беседы, призывы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

* лишение удовольствия, лакомства;

* запрет на приятную деятельность;

* прием «выключенного времени» (скамья штрафников);

* Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения).

* Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

С целью предупреждения перевозбуждения старайтесь не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, прогулки, сна.

Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, т. к. это способствует эмоциональному возбуждению.

Избегать большого количества кружков, секций, т. к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам.

 

Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.

Февраль, 2019

Психологическая готовность к школе

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

мотивационная готовность (желание учиться);

эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

* Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

* Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

* Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

* Способность адекватно оценивать себя.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

* Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

* Умения ориентироваться на заданную систему требований;

* Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

* Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

* Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;

* Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

* Умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

* Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

* Речевое развитие: усвоение родного языка, ориентировка на смысл слова; развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов).

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить

ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы

детей 6 – 7 лет:

* Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.

* Неполные зрительно-пространственные представления.

* Недостаточное развитие мелкой моторики рук.

* Недостаточное развитие внимания.

* Недостаточное развитие произвольности поведения.

* Нарушение формирования учебной мотивации.

* Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

* Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

* Высокая утомляемость.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются: педагогическая запущенность; отставание в психическом развитии, наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»); признаки гипер- и гипоактивности; нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.); сниженная работоспособность; нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

Рекомендации родителям по подготовке детей школе просты:

* Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.

* Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности - игре.

* Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.

* Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными и психологически-безопасными.

* Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.

* Способствуйте общению ребенка со сверстниками.

* Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

 

Удачи вам, уважаемые родители!

Январь, 2019

Как воспитать ребенка без ремня?

Для некоторых это может показаться странным, но на самом деле дети обычно не боятся ни ремня, ни угла, ни розги. Психологические приемы воспитания воздействуют на ребенка сильнее, чем рукоприкладство, ведь в этом случае родители заставляют смотреть в глаза, требуют ответной реакции в форме соглашения, отрицания или компромисса.

Итак, как воспитать ребенка без ремня? Одним из наиболее действенных способов является спокойный разговор с чадом после совершения какого-либо проступка и запрет на любимое занятие (просмотр мультфильмов, покупка сладостей) в течение определенного периода времени. Выбирая такой метод воздействия, необходимо придерживаться следующих правил:

* Прежде чем наказывать малыша, подумайте, действительно ли вы разобрались в причинах, которые толкнули его на проступок. Возможно, вы совершаете ошибку;

* Если ребенок впервые нашкодил, не будьте к нему слишком строги. Лучше объясните, что он сделал не так, и договоритесь, что это не должно повторяться;

* Воздержитесь от чтения нотаций. Если малыш сломал игрушку, просто скажите, что завтра ему нечем будет похвастаться перед друзьями. Это намного эффективней, чем ругать его за неосторожность и говорить, что он не ценит то, что вы для него делаете;

* Помните, что бить детей ремнем и использовать другие способы физического воздействия неприемлемо. На семейном совете в спокойной обстановке четко определите правила наказания и поощрения. Сообщите ребенку, во что могут вылиться для него те или иные шалости;

* Если вам пришлось сказать, что в воспитательных целях доступ к компьютеру будет ограничен на неделю, обязательно держите свое обещание. Никогда не бросайте слова на ветер, иначе чадо решит, что ему все дозволено;

* Критикуйте только поступки, но не ребенка.

Бить детей ремнем – не единственный метод воспитания, изживший себя. Нельзя в качестве наказания выбирать труд, поскольку малыш в таком случае станет относиться к работе как к каторге. Не стоит ругать ребенка, если

* он заболел, столкнулся с проблемами;

* перед сном или сразу после пробуждения;

* во время игр, во время работы или приема пищи;

* если имеют место моменты острых душевных переживаний, в частности после падения, драки, ссоры;

* получения плохой оценки в школе;

* когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, подвижностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;

* когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность – короче, во всех случаях, когда что – то не получается.

Это не значит, что вы должны жалеть, – просто не подливайте масла в огонь. В это время его психика особо уязвима, реакции непредсказуемые.

Никогда, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем – то! Можно отменять только наказания.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!

 

Конечно, родители сами выбирают, бить детей ремнем или нет и какие педагогические методы использовать. И все же помните, что применение физической силы в благих намерениях может дать обратный результат. Лучшее воспитание – это не слова и не розга, а хороший пример.

Декабрь, 2018

Приглашаем, уважаемые родители, к размышлению о том,

как воспитать современного ребенка, или как не нарушить треугольник: педагог-ребенок-родитель

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - гласит народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды.

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.

Вы, уважаемые родители, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных.  Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. Итак, сначала разберемся в непростой «Стране Воспитания».

-  Что такое современный детский сад?

- Правильно,детский сад – это большой дом, где «проживают» и «творят» дети, педагоги, родители.

 - А как вы, представляете себе современных детей?

- Да вы правы, современные дети разные:

Есть дети – непоседы, есть дети озорные,

Есть дети почемучки, хотят о многом знать,

Мечтают, когда вырастут на луну слетать.

Дети есть спокойные, тихие и скромные,

Любят они с мамами целый день играть,

Друзей не обижают, взрослых уважают.

О таких детишках можно лишь мечтать.

- Уважаемые родители, детский сад – это не только дети, но и, замечательные педагоги. Очень бы хотелось узнать, что вы вкладываете в понятие «современный воспитатель». Какого вы видите воспитателя? 

 - Конечно, современный воспитатель – это чудо – педагог:

много знает и умеет, преподаст он всем урок.

Для детей – вторая мама, для сотрудников он друг,

для родителей – наставник, он заменит всех вокруг.

Он и дворник, и маляр, современный воспитатель, он имеет Божий дар!

 - Печально будет, если мы не опишем родителей. Попробуем составить портрет современного родителя.

- Замечательно, современный родитель, в чем его укорить?

 Есть родитель – «заказчик» - любит он говорить,

 наблюдатель – родитель будет только лишь зреть.

 Активист и помощник – детям радость дарить.

Итак, уважаемые родители у нас выстроен удивительный треугольник: Ребенок – Педагог- Родитель. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя.  Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле.

 - Как вы думаете, что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка?

 - Да, возможно, как из басни И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».

Вывод наш прост, стоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду!

Просим набраться терпения, не сойти с дистанции, достойно дойти до финиша. Финиш, главная цель – это наши дети, общее развитие каждого ребенка как личности, их подготовка к школе.

Протяженность дистанции – не один месяц, а целый год. Дистанция длинная и непростая: с поворотами, трудностями и проблемами.

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Мы еще только в самом начале дистанции нашего марафона. Удачи ВАМ и спасибо за понимание! С наступающим Новым годом!

Новый год, стучит к ВАМ в двери,
Открывайте поскорей.
Вместе с ним хотим поздравить,
Мы родителей скорей.

Пусть на лицах ваших светлых,
Радость будет и покой.
Пусть плохое настроение,
Обойдёт вас стороной.

Пусть здоровье ваше крепнет,
С каждым годом все сильней.
Вас пусть любят ваши дети,
В этом смысл жизни всей!

Ноябрь, 2018

Как реагировать на детские страхи?

Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа.   

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.

Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:

Наиболее частые страхи

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиноче­ства, темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может поя­виться страх смерти, своей или своих близких.

Родителям важно знать, что:

Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу.

Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи:

  1. Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде­ние, чтение морали.
  2. Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить: «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя».
  3. Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха.
  4. Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро­вать на нее. Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.
  5. При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.
  1. Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопас­ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо­пасность, — лучшая защита от детских страхов.
  2. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.
  3.  Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».

 

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:

Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста:

Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Желателен  сон с 21 часа в зимнее время, и с 22 часов -  в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия.

 

 

Цель и задачи психологической службы ДОУ

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под-держка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы ДОУ

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио-нальной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 

1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.

Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.