Печать
Просмотров: 553

 октябрь 2017 г.

Кризис 7 лет и начало школьной жизни

Подготовка ребенка к обучению в школе совпадает с кризисным периодом в развитии дошкольника. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Данный возраст называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. В первую очередь, наблюдается утрата наивности и непосредственности в поведении и в отношениях с окружающими. Эта тенденция связана с началом дифференциации внутренней и внешней стороны личности. В поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, изменяя структуру поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Ребенок в возрасте 7 лет способен более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений.

Таким образом, смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения, так как ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

В период кризиса 7 лет ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Переживания не только осознаются, но и приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы, благодаря которым у ребенка возникают новые отношения к себе. По мнению Л. С. Выготского к кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности и исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут меняться или исчезать по мере накопления опыта другого характера. Некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. В то же время, это не отражение внешней его жизни. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, но они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д.

Таким образом, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. К типичным формам трудновоспитуемости в период кризиса 7 лет относят конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия внутреннего мира ребенка. Такие новообразования, как себялюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса постепенно угасают. К концу кризиса 7 лет дошкольные переживания изменяются на школьные, возникает новое отношение к среде и к самому себе, что способствует дальнейшему развитию ребенка в период младшего школьного возраста.

И поэтому приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.

Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так:

• «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок»;

• «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим»;

• «Мы поддержим тебя в любых неудачах»;

• «Мы готовы относиться внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе»;

• «У тебя все получится, мы верим в тебя».

 

Не пугайте ребёнка школой.

- Не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать — учись, а то пойдешь в школу, тебе покажут!..

Cтрах, боязнь школы - не лучшая мотивация к обучению  в любом случае, а уж перед школьной жизнью — и подавно…

Вообще ребёнок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому, как минимум, не обрубайте его вопросы жестким «потом узнаешь» или «в школе тебе расскажут». Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что «а подробнее ты непременно узнаешь в школе» — это уже более действенная мотивация к обучению.

Боязнь школы — достаточно частое явление у детей, так как школа, в представлении многих малышей — что-то сложное и непонятное.

Как помочь будущему первокласснику?

Родителям нужно рассказывать малышу о том, что ребята делают в школе, чем занимаются.  Перед началом учебного года Вам следует рассказать ребенку, что он идет в школу, чтобы научиться читать и писать, узнать много интересного, а также чтобы поиграть с другими детками своего возраста.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях,

привычка надеяться на помощь по любому поводу.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Боязнь школы бывает у детей, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей. Как родитель Вы должны быть готовы привести ребенка в школу и оставить его там, но сперва Вам следует подготовить его к этому. Если малыш не посещал детский сад, а привык все время находиться дома с кем-то из родителей, приучать его к разлуке следует постепенно, так как такие дети тяжелее привыкают к школе. Когда вы решите отдавать ребенка в школу, начинайте готовить его за несколько месяцев до начала учебного года.

Страх – это нормальная часть жизни детей.

Дети боятся множества вещей. Они боятся привидений, животных, людей, игрушек и многих других вещей, которые существуют в окружающем их мире. Иногда они даже боятся своей собственной тени. Детские страхи бывают очень разнообразными, но большинство детей боятся того, чего они не знают. Так же, как и привидений, которых боятся даже некоторые взрослые, дети могут бояться похода в школу. Это может повлиять на успеваемость ребенка в школе. Следовательно, родители должны помочь ребенку побороть страх перед школой.

Задействуйте ребенка при покупке школьных принадлежностей.

Один из наилучших способов морально подготовить ребенка к предстоящему учебному году – это заинтересовать его покупкой школьных принадлежностей. Все дети обожают покупать то, что они используют. Пускай ребенок сам выберет себе портфель, пенал, карандаши, ручки, тетради с красивыми картинками, резинки, точилки, цветную бумагу и прочие необходимые школьнику вещи. Сделать это очень важно. Большинство детей очень радуются покупке вещей, необходимых им для школы. Некоторые детки даже хотят немедленно идти в школу после того, как им купят все необходимое.