Шаблон для слабовидящих

Login Form

Знакомьтесь:

педагог-психолог Лачугина Ольга Валентиновна

Часы работы:

понедельник, вторник  8.00 -11.30

четверг   методический день

среда, пятница   14.45 - 18.15

«Всё, что происходит с ребёнком в семье и в социуме в дошкольном возрасте, — чрезвычайно важно» статья Н.Е. Веракса

 

Февраль, 2019

Психологическая готовность к школе

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

мотивационная готовность (желание учиться);

эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

* Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

* Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

* Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

* Способность адекватно оценивать себя.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

* Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

* Умения ориентироваться на заданную систему требований;

* Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

* Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

* Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;

* Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

* Умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

* Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

* Речевое развитие: усвоение родного языка, ориентировка на смысл слова; развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов).

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить

ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы

детей 6 – 7 лет:

* Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.

* Неполные зрительно-пространственные представления.

* Недостаточное развитие мелкой моторики рук.

* Недостаточное развитие внимания.

* Недостаточное развитие произвольности поведения.

* Нарушение формирования учебной мотивации.

* Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

* Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

* Высокая утомляемость.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются: педагогическая запущенность; отставание в психическом развитии, наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»); признаки гипер- и гипоактивности; нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.); сниженная работоспособность; нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

Рекомендации родителям по подготовке детей школе просты:

* Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.

* Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности - игре.

* Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.

* Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными и психологически-безопасными.

* Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.

* Способствуйте общению ребенка со сверстниками.

* Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

 

Удачи вам, уважаемые родители!

Январь, 2019

Как воспитать ребенка без ремня?

Для некоторых это может показаться странным, но на самом деле дети обычно не боятся ни ремня, ни угла, ни розги. Психологические приемы воспитания воздействуют на ребенка сильнее, чем рукоприкладство, ведь в этом случае родители заставляют смотреть в глаза, требуют ответной реакции в форме соглашения, отрицания или компромисса.

Итак, как воспитать ребенка без ремня? Одним из наиболее действенных способов является спокойный разговор с чадом после совершения какого-либо проступка и запрет на любимое занятие (просмотр мультфильмов, покупка сладостей) в течение определенного периода времени. Выбирая такой метод воздействия, необходимо придерживаться следующих правил:

* Прежде чем наказывать малыша, подумайте, действительно ли вы разобрались в причинах, которые толкнули его на проступок. Возможно, вы совершаете ошибку;

* Если ребенок впервые нашкодил, не будьте к нему слишком строги. Лучше объясните, что он сделал не так, и договоритесь, что это не должно повторяться;

* Воздержитесь от чтения нотаций. Если малыш сломал игрушку, просто скажите, что завтра ему нечем будет похвастаться перед друзьями. Это намного эффективней, чем ругать его за неосторожность и говорить, что он не ценит то, что вы для него делаете;

* Помните, что бить детей ремнем и использовать другие способы физического воздействия неприемлемо. На семейном совете в спокойной обстановке четко определите правила наказания и поощрения. Сообщите ребенку, во что могут вылиться для него те или иные шалости;

* Если вам пришлось сказать, что в воспитательных целях доступ к компьютеру будет ограничен на неделю, обязательно держите свое обещание. Никогда не бросайте слова на ветер, иначе чадо решит, что ему все дозволено;

* Критикуйте только поступки, но не ребенка.

Бить детей ремнем – не единственный метод воспитания, изживший себя. Нельзя в качестве наказания выбирать труд, поскольку малыш в таком случае станет относиться к работе как к каторге. Не стоит ругать ребенка, если

* он заболел, столкнулся с проблемами;

* перед сном или сразу после пробуждения;

* во время игр, во время работы или приема пищи;

* если имеют место моменты острых душевных переживаний, в частности после падения, драки, ссоры;

* получения плохой оценки в школе;

* когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, подвижностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;

* когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность – короче, во всех случаях, когда что – то не получается.

Это не значит, что вы должны жалеть, – просто не подливайте масла в огонь. В это время его психика особо уязвима, реакции непредсказуемые.

Никогда, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем – то! Можно отменять только наказания.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!

 

Конечно, родители сами выбирают, бить детей ремнем или нет и какие педагогические методы использовать. И все же помните, что применение физической силы в благих намерениях может дать обратный результат. Лучшее воспитание – это не слова и не розга, а хороший пример.

Декабрь, 2018

Приглашаем, уважаемые родители, к размышлению о том,

как воспитать современного ребенка, или как не нарушить треугольник: педагог-ребенок-родитель

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - гласит народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды.

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.

Вы, уважаемые родители, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных.  Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. Итак, сначала разберемся в непростой «Стране Воспитания».

-  Что такое современный детский сад?

- Правильно,детский сад – это большой дом, где «проживают» и «творят» дети, педагоги, родители.

 - А как вы, представляете себе современных детей?

- Да вы правы, современные дети разные:

Есть дети – непоседы, есть дети озорные,

Есть дети почемучки, хотят о многом знать,

Мечтают, когда вырастут на луну слетать.

Дети есть спокойные, тихие и скромные,

Любят они с мамами целый день играть,

Друзей не обижают, взрослых уважают.

О таких детишках можно лишь мечтать.

- Уважаемые родители, детский сад – это не только дети, но и, замечательные педагоги. Очень бы хотелось узнать, что вы вкладываете в понятие «современный воспитатель». Какого вы видите воспитателя? 

 - Конечно, современный воспитатель – это чудо – педагог:

много знает и умеет, преподаст он всем урок.

Для детей – вторая мама, для сотрудников он друг,

для родителей – наставник, он заменит всех вокруг.

Он и дворник, и маляр, современный воспитатель, он имеет Божий дар!

 - Печально будет, если мы не опишем родителей. Попробуем составить портрет современного родителя.

- Замечательно, современный родитель, в чем его укорить?

 Есть родитель – «заказчик» - любит он говорить,

 наблюдатель – родитель будет только лишь зреть.

 Активист и помощник – детям радость дарить.

Итак, уважаемые родители у нас выстроен удивительный треугольник: Ребенок – Педагог- Родитель. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя.  Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле.

 - Как вы думаете, что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка?

 - Да, возможно, как из басни И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука».

Вывод наш прост, стоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду!

Просим набраться терпения, не сойти с дистанции, достойно дойти до финиша. Финиш, главная цель – это наши дети, общее развитие каждого ребенка как личности, их подготовка к школе.

Протяженность дистанции – не один месяц, а целый год. Дистанция длинная и непростая: с поворотами, трудностями и проблемами.

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Мы еще только в самом начале дистанции нашего марафона. Удачи ВАМ и спасибо за понимание! С наступающим Новым годом!

Новый год, стучит к ВАМ в двери,
Открывайте поскорей.
Вместе с ним хотим поздравить,
Мы родителей скорей.

Пусть на лицах ваших светлых,
Радость будет и покой.
Пусть плохое настроение,
Обойдёт вас стороной.

Пусть здоровье ваше крепнет,
С каждым годом все сильней.
Вас пусть любят ваши дети,
В этом смысл жизни всей!

Ноябрь, 2018

Как реагировать на детские страхи?

Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа.   

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.

Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:

  • он очень восприимчив и у него развито воображение;
  • он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним;
  • его безопасность была нарушена ранее из-за какого-то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события;
  • взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают, возможно, и ему самому спра­виться с какими-то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых;
  • его осуждают или наказывают за проявленный страх.

Наиболее частые страхи

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиноче­ства, темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может поя­виться страх смерти, своей или своих близких.

Родителям важно знать, что:

Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу.

Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи:

  1. Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде­ние, чтение морали.
  2. Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить: «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя».
  3. Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха.
  4. Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро­вать на нее. Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.
  5. При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.
  1. Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопас­ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо­пасность, — лучшая защита от детских страхов.
  2. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.
  3.  Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».

 

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

  • «Приключения Карика и Вали»;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити»;
  • «Приключения жёлтого чемоданчика.

Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:

  • «Бояка мухи не обидит»;
  • «Змей на чердаке»;
  • «Нехороший мальчик»;
  • «Ничуть не страшно»;
  • «Дедушка Ау».

Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста:

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;
  • «Тук-тук-тук» Николай Носов;
  • «Живая шляпа» Николай Носов;
  • «Прятки» Николай Носов;
  • «Находчивость» Николай Носов.

Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Желателен  сон с 21 часа в зимнее время, и с 22 часов -  в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия.

 

 

Цель и задачи психологической службы ДОУ

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под-держка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы ДОУ

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио-нальной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 

1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.

Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.

 

 
Дата: 12.12.2014
Рекомендации педагога-психолога родителям гиперактивного ребёнка. 
 
Гиперактивные дети. гипер активный ребенокВ основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчеркивает Захаров А. И. (1997), ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал, чувство вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов». 
 
Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, желательно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Таких детей необходимо как можно раньше направить к врачу для постановки диагноза и начала лечения. В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать ему либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Однако в работе с гиперактивным ребенком необходимо применение комплексного подхода, так как только медицинская помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Прежде всего, родителям гиперактивного ребенка следует понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний. Для этого мама и/или папа (или другие близкие люди) могут в течение дня записывать все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером вся семья зачитывает список и обсуждает, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.
 
 
 
 
Многие родители жалуются, что их дети — «с мотором», никогда не устают, чем бы они ни занимались. На самом деле это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлениями общей ослабленности мозга. Поэтому родителям необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка. 
Одним из важнейших условий при взаимодействии с ребенком является соблюдение четкого распорядка дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время. Его необходимо оградить от длительного просмотра телевизионных передач, особенно перед сном. Как правило, гиперактивный ребенок мало и беспокойно спит, поэтому родителям желательно вечером, перед сном, погулять с малышом, заняться чем-нибудь спокойным. 
Родители гиперактивного ребенка вынуждены в целях безопасности малыша устанавливать определенные запреты. Этих запретов должно быть совсем немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Если инструкции, обращенные к дошкольникам и младшим школьникам, должны содержать не более 10 слов, то для детей раннего возраста они должны быть в 1,5—2 раза короче. Запрет же может состоять всего из 1—2 слов, например «горячо, утюг».
 
Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу. Иначе ребенок будет ежеминутно напоминать родителям об их обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны взрослых. 
Так как гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, нельзя от него требовать одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Так, во время чтения сказки взрослый может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой, вставлять реплики. 
Гиперактивные дети, в связи со своими индивидуальными особенностями, не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь. Поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви.
 
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 
12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
 
Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
 
В статье использованы материалы книги Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.» – СПб, Речь, 2002. 

Кризис трех лет — советы родителям

В один прекрасный день вы пытаетесь одеть ребенка, чтобы пойти на прогулку, а он вырывает у вас куртку с криком: «Я сам!» Вы предлагаете ему идти обедать, а он отказывается, несмотря на то, что явно проголодался. Поздравляю, это кризис трех лет! Я расскажу, для чего он нужен и как его пережить.

 

 

Во время кризиса трех лет складывается впечатление, что ребенок делает все наперекор. Прежние способы управления им больше не работают, малыш перестает слушаться. Это способно вывести из себя любого, даже самого терпеливого родителя.

Симптомы кризиса трех лет:

1.     Негативизм — ребенок отказывается что-то делать только потому, что это предложил взрослый. Он стремится делать все наоборот, зачастую даже в ущерб собственным интересам.

2.     Упрямство — если вы видите, что на самом деле ему не так уж и хочется чего-то, а он продолжает требовать только потому, что не хочет отступать от своих слов — вот это уже упрямство.

3.     Строптивость — отрицание образа жизни, который сложился до 3-х лет, всего того, что он без проблем делал раньше.

4.     Своеволие — стремление к самостоятельности. Ребенок отказывается от помощи взрослых и пытается все сделать сам, даже если у него не очень получается.

5.     Протест-бунт — поведение начинает носить протестующий характер. Ребенок постоянно конфликтует с близкими людьми.

6.     Обесценивание — изменение отношения в первую очередь к родителям. Их личность словно обесценивается, ребенок может начать обзывать их, замахиваться с намерением ударить.

7.     Деспотизм — попытки проявления абсолютной власти в отношении своих близких, особенно если это единственный ребенок в семье.

Все вышеперечисленное еще не означает, что ваш ребенок продемонстрирует полную картину негативного поведения, зачастую возникают только некоторые признаки кризиса, которые быстро преодолеваются. По сути, любой кризис явление скорее положительное. Это закономерный этап в развитии каждого человека, в ходе которого формируются необходимые качества личности.

Основной смысл кризиса в том, что ребенок психологически отделяется от родителей, все его поступки направлены на проявление и утверждение собственного «я». Дело в том, что эти попытки ребенка следовать собственным желаниям расцениваются взрослыми, как нарушение установленных ими правил, в их глазах ребенок «плохо себя ведет». Плохо — это значит не так, как надо, не так, как было запланировано ими.

К 3-м годам возникает сознание «я сам» — «я сам могу», «я сам умею» (до этого ребенок говорил о себе в третьем лице). В связи с этим появляется желание действовать по собственному усмотрению, а не по чьему-либо требованию. Малыш хочет действовать самостоятельно, однако возможностей для этого у него еще мало. Вместе с этим у ребенка зарождается самооценка, она выражается в стремлении быть хорошим и получать одобрение от родителей. У него появляется «гордость за достижения» — например, нарисовав что-нибудь, он тут же демонстрирует это родителям, ожидая похвалы. Отношение ребенка к себе, его самооценка, зависит от отношения родителей к нему. Через их оценку, ребенок начинает переживать чувство уверенности, успеха или неудачи — так у него формируется представление о своих возможностях.

Стремление отстаивать свое «я» с одной стороны и желание получать одобрение со стороны взрослых с другой создают некую непредсказуемость в поведении ребенка.    Что же делать?

1.     Помните: главное — терпение. Результатом кризиса всегда является развитие, приобретение новых полезных качеств личности.

2.     Определите, что ребенок вполне может делать самостоятельно, без вашей помощи — и предоставьте ему в этом свободу.

3.     Хвалите его за конкретные поступки, за дела, которые он довел до конца. Приучать убирать игрушки можно и в игровой форме — например, предложить поставить машинки в гараж (коробку), чтобы им было тепло и уютно спать ночью.

4.     Если ребенок провинился, обращайте его внимание именно на проступок — ребенок должен знать, что не он сам плохой, а то, что он поступил плохо. Не допускайте оценки личности ребенка в целом, например, «ты  глупый».

5.      Если ребенок бьется в истерике от того, что ему чего-то не разрешили — оставьте его одного, уйдите в другую комнату. Заодно вы сами успокоитесь и соберетесь с мыслями. Истерики всегда рассчитаны на зрителей, обычно они адресованы конкретному человеку. Оставшись один, ребенок теряет смысл плакать и успокаивается.

6.     Пусть ваши запреты будут немногочисленны, но обоснованы. Не допускайте разногласий между членами семьи в отношении того, что ребенку можно разрешить, а чего нельзя. Требования должны быть едиными, чтобы ребенку легче было в них ориентироваться, разногласие в требованиях ведет к невротизации ребенка.

7.     Если ребенок отказывается от ваших предложений,предлагайте ребенку альтернативу выбора.При этом тренируется способность принятия самостоятельного решения, пусть и в рамках, заданных вами.

Педагог-психолог     Я.Н.Шатунова

 

 

 

   Дата публикации: 20.02.2015

Возрастные особенности детей 4-5лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

•    Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
•    По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
•    Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
•    Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
•    Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
•    Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
•    Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
•    Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
•    Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

 

 

Дата публикации: 23.03.2015

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между

людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими

собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я»

идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается

достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится

поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что

способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий

кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность

среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности

ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку

целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.

Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной

игры во время отдыха взрослых).Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на

умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной

функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать,

логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается

самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на

предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр

человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются

«высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

· Любопытство;

· Любознательность;

· Чувство юмора;

· Удивление.

К эстетическим чувствам относится:

· чувство прекрасного;

· чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

· чувство гордости;

· чувство стыда;

· чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу,

подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как

лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует

нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью

или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения,

уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от

нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину

на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени

участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает

и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать

привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и

включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого,

находящегося рядом.

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии

познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в

ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера

ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет

ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом

возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в

жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром,

расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение

детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются

любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем

мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называется сензитивным ( особеннно чувствительным) для развития всех

познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. для их

развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки

Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Коломбово яйцо», развивающие игры Воскобовича и

др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и

рассуждать.

Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в

своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить

количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе

конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики,

различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на

цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют

игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на

видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное

восприятие и мышление ребёнка.

 

 Опубликовано: 20.11.14

Детские страхи.

 

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей.

 

Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых.
Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенных квартир. Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов.
Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средствомизбавления от всех страхов.
Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней.
Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны.
Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.
Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.
 

Итак, чего же могут бояться наши дети?

·                     Первый год жизни
Страх новой окружающей среды
Страх отдаления от матери
Боязнь посторонних людей

·                     От 1 до 3 лет
Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
Страх оставаться одному
Ночные страхи

·                     От 3 до 5 лет
Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
Страх темноты
Боязнь замкнутого пространства
Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

·                     От 5 до 7 лет
Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
Боязнь родительского наказания
Страх перед животными
Боязнь страшных снов
Боязнь потерять родителей
Страх смерти
Боязнь опоздать
Страх перед заражением какой-то болезнью
 

Советы, которые помогут снизить риск развития страхов

или тревожности у вашего ребенка

 

Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.
Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.
Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
Находите побольше времени для рисования
Играйте всей семьей
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
Будьте своему ребенку настоящим другом!

 октябрь 2017 г.

Кризис 7 лет и начало школьной жизни

Подготовка ребенка к обучению в школе совпадает с кризисным периодом в развитии дошкольника. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Данный возраст называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. В первую очередь, наблюдается утрата наивности и непосредственности в поведении и в отношениях с окружающими. Эта тенденция связана с началом дифференциации внутренней и внешней стороны личности. В поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, изменяя структуру поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Ребенок в возрасте 7 лет способен более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений.

Таким образом, смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения, так как ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

В период кризиса 7 лет ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Переживания не только осознаются, но и приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы, благодаря которым у ребенка возникают новые отношения к себе. По мнению Л. С. Выготского к кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности и исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут меняться или исчезать по мере накопления опыта другого характера. Некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. В то же время, это не отражение внешней его жизни. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, но они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д.

Таким образом, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. К типичным формам трудновоспитуемости в период кризиса 7 лет относят конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия внутреннего мира ребенка. Такие новообразования, как себялюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса постепенно угасают. К концу кризиса 7 лет дошкольные переживания изменяются на школьные, возникает новое отношение к среде и к самому себе, что способствует дальнейшему развитию ребенка в период младшего школьного возраста.

И поэтому приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.

Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так:

• «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок»;

• «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим»;

• «Мы поддержим тебя в любых неудачах»;

• «Мы готовы относиться внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе»;

• «У тебя все получится, мы верим в тебя».

 

Не пугайте ребёнка школой.

- Не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать — учись, а то пойдешь в школу, тебе покажут!..

Cтрах, боязнь школы - не лучшая мотивация к обучению  в любом случае, а уж перед школьной жизнью — и подавно…

Вообще ребёнок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому, как минимум, не обрубайте его вопросы жестким «потом узнаешь» или «в школе тебе расскажут». Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что «а подробнее ты непременно узнаешь в школе» — это уже более действенная мотивация к обучению.

Боязнь школы — достаточно частое явление у детей, так как школа, в представлении многих малышей — что-то сложное и непонятное.

Как помочь будущему первокласснику?

Родителям нужно рассказывать малышу о том, что ребята делают в школе, чем занимаются.  Перед началом учебного года Вам следует рассказать ребенку, что он идет в школу, чтобы научиться читать и писать, узнать много интересного, а также чтобы поиграть с другими детками своего возраста.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях,

привычка надеяться на помощь по любому поводу.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Боязнь школы бывает у детей, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей. Как родитель Вы должны быть готовы привести ребенка в школу и оставить его там, но сперва Вам следует подготовить его к этому. Если малыш не посещал детский сад, а привык все время находиться дома с кем-то из родителей, приучать его к разлуке следует постепенно, так как такие дети тяжелее привыкают к школе. Когда вы решите отдавать ребенка в школу, начинайте готовить его за несколько месяцев до начала учебного года.

Страх – это нормальная часть жизни детей.

Дети боятся множества вещей. Они боятся привидений, животных, людей, игрушек и многих других вещей, которые существуют в окружающем их мире. Иногда они даже боятся своей собственной тени. Детские страхи бывают очень разнообразными, но большинство детей боятся того, чего они не знают. Так же, как и привидений, которых боятся даже некоторые взрослые, дети могут бояться похода в школу. Это может повлиять на успеваемость ребенка в школе. Следовательно, родители должны помочь ребенку побороть страх перед школой.

Задействуйте ребенка при покупке школьных принадлежностей.

Один из наилучших способов морально подготовить ребенка к предстоящему учебному году – это заинтересовать его покупкой школьных принадлежностей. Все дети обожают покупать то, что они используют. Пускай ребенок сам выберет себе портфель, пенал, карандаши, ручки, тетради с красивыми картинками, резинки, точилки, цветную бумагу и прочие необходимые школьнику вещи. Сделать это очень важно. Большинство детей очень радуются покупке вещей, необходимых им для школы. Некоторые детки даже хотят немедленно идти в школу после того, как им купят все необходимое.